VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Административно-правовые нормы понятие, виды, структура

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006931
Тема: Административно-правовые нормы понятие, виды, структура
Содержание
2



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

 НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА (МИНИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

Факультет управления и социально-технических сервисов

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Административное право



Административно-правовые нормы: понятие, виды, структура







Выполнила:

Студентка 3 курса

очной формы обучения

Волкова А. Е.

Научный руководитель:

к.п.н,доцент

Михайлов М.С.















Нижний Новгород 2017



Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………....…...........3

 

Глава 1.  Административно-правовые формы  ...…………………….........………5

 

1.1.Понятие и особенности правовых норм……………….….…….........…...........5

 

1.2.Классификация и виды административно - правовых норм..………...............9

 

Глава 2. Реализация административно-правовых норм……..…..................….....12

 

2.1.Структура административно-правовых норм ..................................................12

 

2.2.Действие административно-правовых норм…………………….........………16

 

Заключение……………………………………………………….........……………20

 

Список использованной литературы……………………………............................2

 



















Введение

Актуальность темы исследования. Административное право является ключевой отраслью наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом. Оно составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений, повседневно возникающих в различных сферах общественной и повседневной жизни. Современное российское административное право призвано юридически регулировать повседневную государственно-управленческую деятельность, возникающие в ее процессе многообразные управленческие отношения.

Сущность и социальное назначение административно-правового регулирования общественных отношений раскрываются при анализе правовых норм, составляющих содержание данной правовой отрасли, и позволяют определить ее место в правовой системе России.

Цели и задачи работы. Целью этой работы является определение сущности, особенностей и порядка применения административно-правовых норм. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: 

	-рассмотреть сущность и назначение административно-правовых норм;

 -дать общее понятие и выявить основные черты административно-правовых отношений;

-понять способ реализации административно-правовых норм.

Объект и предмет исследования. Предметом исследования работы являются правовые нормы административного права. Объектом исследования – правовые нормы.

Нормативную базу работы составляют Конституция России, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), федеральные законы, а также периодическая литература, учебники и учебные пособия.











































Глава 1. Административно-правовые формы

1.1 Понятие и особенности правовых норм

Административное право состоит из многочисленных правовых норм, сгруппированных во многих случаях внутри самого административного права в определенные укрупненные группы, образующие административно-правовые институты: 

-	институт государственной службы;

-	институт органов государственного управления;

-	институт муниципального управления и муниципальной службы;

-	институт административной ответственности;

-	институт охраны собственности административно-правовыми средствами и др.

Кратко охарактеризуем их, а потом попытаемся составить свое определение административно-правовой нормы, разберем вопросы структуры, видов и реализации административно-правовых норм.

Профессор Ю.М. Козлов полагает, что «административно-правовую норму можно определить как устанавливаемое государством правило, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере механизма исполнительной власти (в широком смысле) государственного управления».

Профессор Б.М. Лазарев: «Норма… административного права есть установленное… государством правило, которое призвано регулировать отношения в сфере государственного управления и реализация которого, как и норм других отраслей права, подкрепляется на случай невыполнения принудительной силой государства».

Пpoфeccop В.М. Манохин: «…нормы административного права есть установленные компетентными органами, строго определенные, обеспеченные мерами государственного принуждения правила поведения участников государственного управления».1

Д.М. Овсянко считал, что административно-правовая норма есть установленное или санкционированное государством (Федеральным Собранием Российской Федерации, органом законодательной власти субъекта Российской Федерации, органом исполнительной власти) правило поведения с целью регулирования общественных отношений в сфере исполнительной власти (государственного управления).

Выделим некоторые характерные черты, присущие административно-правовой норме.

Прежде всего, большая часть норм административного права носит повелительный  характер. Их нарушение влечет за собой юридическую ответственность, в том числе нередко на основе норм административного права. В то же время, например, в КоАП РФ среди норм административного права значительный удельный вес имеют нормы о поощрении за хорошую работу, добросовестное выполнение своего долга. В литературе отмечается: нормы административного права определяют границы рекомендуемого или допускаемого должного поведения людей, деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц; устанавливают правовой режим взаимоотношений субъектов государственного управления и местного самоуправления.		Профессор Ю.М. Козлов более развернуто характеризует административно-правовые нормы. По его мнению, административно-правовые нормы преследуют цель обеспечения должной упорядоченности организации и функционирования всей системы исполнительной власти (как государственного управления в целом, так и его отдельных звеньев, рационального их взаимодействия); определяют тот или иной вариант должного, т.е. соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций. Административно-правовые нормы предназначены для обеспечения эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, служат интересам установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности. Выделяется также вопрос о соотношении правоприменения и правотворчества. Любая правовая норма есть акт правотворчества, и административно-правовые нормы не представляют собой какого-либо исключения. За соответствующими субъектами исполнительной власти действующим законодательством закреплены полномочия пo самостоятельному установлению правовых норм, т.е. правотворчеству.

Мы пришли к выводу, что наиболее близко следующее определение административно-правовой нормы: это санкционированное государством и поддерживаемое в случае необходимости его принудительной силой правило поведения (на этом моменте сходится большинство авторов определений), предназначением и непосредственными целями которого являются регулирование общественных отношений в сфере исполнительной власти, административно-правовой части статуса гражданина и общественных объединений, их связей с исполнительной властью, контроля за ее деятельностью и ответственности указанное власти перед обществом и гражданином. Это в известной мере условное определение, возможны и другие варианты.

Н

1.2 Классификация и виды административно-правовых норм

Следует отметить, что действие норм административного права в силу их комплексного характера позволяет оказывать регулирующее воздействие на различные отраслевые правоотношения. Основным критерием классификации административно-правовых норм (как и других норм права) является их юридическое содержание. В соответствии с этим нормы могут быть подразделены на:

- обязывающие, т.е. предписывающие обязательное совершение определенных действий, о которых идет речь в данной норме;

- запрещающие, т.е. запрещают названное в них поведение, которое законом признается правонарушением;

- уполномочивающие, т.е. представляют субъектам права на совершение предусмотренных в них действий; В зависимости от субъектов, которым адресованы административно-правовые нормы, последние подразделяются на:

- нормы, регулирующие правовое положение органов исполнительной власти (местного самоуправления), формы и методы их деятельности, организацию работы;

- нормы, закрепляющие административно-правовой статус государственных служащих;

- нормы, закрепляющие административно-правовое положение предприятий и некоммерческих организаций;

- нормы, закрепляющие административную правосубъектность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства

По предмету регулирования. Административно-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные управленческие отношения. Материальные правовые нормы закрепляют права и обязанности субъектов права, а процессуальные регулируют организацию отношений и носит процедурный, управленческий характер. 

По форме выражения предписаний. Административно-правовая норма по-разному воздействует на поведение участников общественных отношений: она может либо обязывать к действию, либо уполномочивать совершать определенные действия, либо запрещать совершать действия, либо поощрять к действию. В соответствии с характером сформулированного в норме правила административно-правовые нормы подразделяются на обязывающие, уполномочивающие, запретительные и поощрительные.

По методу правового регулирования. Административно-правовые нормы по форме предписания подразделяются на императивные, рекомендательные и диспозитивные.

	Императивные нормы – властные, категоричные, строгообязательные.

Рекомендательные нормы устанавливают варианты наиболее желательного с точки зрения государства.

Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но при этом представляют субъектам возможность урегулировать отношения по своему усмотрению.

Административно-правовые нормы по субъектам (адресатам) регулируют поведение граждан (физических лиц) в сфере государственного управления, а также деятельность государственных органов, предприятий, учреждений и организаций (юридических лиц): общественных негосударственных объединений в сфере государственного управления;

государственных служащих и служащих общественных объединений в сфере государственного управления.

Рассматриваемая классификация показывает субъекты, на которых распространяется воздействие административно-правовых норм, и которые могут помочь ввести определенный круг управленческих отношений, регулируемых общепризнанными нормами административного права.















































Глава 2. Реализация административно-правовых норм

2.1 Структура административно-правовых норм 

Структура административно-правовой нормы - это ее внутреннее строение, состав. Структура состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

	Гипотеза – часть нормы указывающая на жизненные обстоятельства при наличие или отсутствие которой реализуются нормы. С помощью гипотезы вариант поведения привязывается к конкретному жизненному случаю, к определенному человеку, месту и времени. Гипотеза приводит к движению юридическую норму. Если в гипотезе указано одно обстоятельство с наличием или отсутствием, которого связывают действия административной нормы, то такая гипотеза называется простой ( ребенок, родители которого граждане РФ - является гражданином РФ). Если гипотеза содержит два и более обстоятельств, от которой зависит норма, то она называется сложной. 

Диспозиция – часть административной нормы, содержащие правила поведения, которому должны следовать участники правоотношений.

Виды:

-простая; 

-описательная; 

-ссылочная; 

-бланкетная.

Простая диспозиция - называется вариант поведения, но не раскрывает и не разъясняет его.

Описательная диспозиция – описывает существующие стороны и признаки поведения.

Ссылочная диспозиция – не излагает правила поведения, а отсылает для ознакомления с ним к другим законам.

Бланкетная диспозиция – отсылает для ознакомления не к нормам закона, а к другим нормативным актам.

Санкции - часть административной нормы, указывающие на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции  правовой нормы. Санкции бывают:

Абсолютно-определенные – точно указан размер неблагоприятных последствий;

Относительно-определенные – определены границы неблагоприятных последствий, указаны от минимального до максимального или только максимальные.

Альтернативные – названы и перечислены несколько вариантов неблагоприятных последствий, из которых выбирают только один.

Наибольшее распространение получили следующие санкции административных норм:

1. Меры дисциплинарной ответственности, к которым относятся: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности и др. Примером законодательных актов, в которых предусмотрено применение строгого выговора, являются «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»; ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»; ФЗ «О статусе военнослужащего»; Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации.

2. Меры финансового воздействия (различные финансовые (в т.ч. кредитные) и налоговые санкции - прекращение кредитования (полностью или частично)). 

3. Меры административного наказания. Согласно ст. 3.2 КоАП РФ к ним относятся: 

предупреждение (ст. 3.4 КоАП); 

административный штраф (ст. 3.5 КоАП); 

конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП); 

лишение специального права (ст. 3.8 КоАП); 

административный арест (ст. 3.9 КоАП); 

административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10 КоАП); 

дисквалификация (ст. 3.11 КоАП); 

административное приостановление деятельности (ст.3.12 КоАП); 

административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения (ст.3.14 КоАП)

Нередко структурные элементы административно-правовой нормы находятся в различных статьях или частях нормативного акта и даже в разных нормативных актах.

Правовая норма может выполнять свои регулятивные функции лишь при наличии всех её структурных элементов. При отсутствии гипотезы норма будет безжизненной (ибо неизвестно, при каких условиях следует руководствоваться изложенным в ней правилом). При отсутствии диспозиции норма теряет качество нормы вообще. При отсутствии санкции норма теряет регулирующее воздействие, поскольку важнейшим признаком правовой нормы является её охрана государством. Таким образом, правовая норма может активно воздействовать на общественные отношения, быть их государственным регулятором только при единстве и логической взаимосвязи всех её структурных элементов.

Таким образом, мы выяснили, что административно-правовая норма - это установленное государством или уполномоченным им органом обязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения в сфере исполнительной власти. В структуре административно-правовой нормы различают гипотезу, диспозицию и санкцию.

Реализация норм представляет собой процесс практического претворения в жизнь содержащихся в них правил поведения в интересах регулирования общественных отношений в сфере государственного управления. Она осуществляется в следующих формах. 

Соблюдение характеризуется добровольным подчинением требованиям административно-правовых норм. Сущность данной формы состоит в том, что воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Исполнение же в своем роде заключается в активных правомерных действиях, по выполнению предписаний содержащихся в этих нормах.

 Использование состоит в добровольном совершении правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере государственного управления. 

Применение состоит в разрешении на основе административно-правовых норм индивидуально-конкретных управленческих дел и вопросов. Основными требованиями правильного применения норм административного права являются: законность; обоснованность; целесообразность; научная организация правоприменительной деятельности.

Соблюдение административно-правовых норм - это добровольное подчинение субъекта права их требованиям, его воздержание от совершения действий, запрещенных этими нормами. Таким образом, соблюдение может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения.

Использованием административно-правовых норм является добровольное совершение субъектами права правомерных действий, связанных с осуществлением субъективных прав в сфере управления. При использовании субъект сам решает, воспользоваться или воздержаться от использования предоставленного административно-правовой нормой субъективного права. Посредством использования реализуются управомочивающие административно-правовые нормы, нормы-дозволения. Невозможно, например, реализовать право гражданина на перемену фамилии, не обращаясь с заявлением об этом в соответствующий орган.

Исполнение административно-правовых норм заключается в активных правомерных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах. В отличие от соблюдения исполнение характеризуется активным поведением субъекта, которым (в отличие от применения) могут быть любые участники правоотношений. В определённых случаях пассивное поведение может рассматриваться как халатность, недобросовестность или неправомерное поведение. Исполнение является главным средством обеспечения должного правопорядка в сфере реализации исполнительной власти.

2.2 Действие административно-правовых норм

– единую часть – нормы, охватывающие управление в целом: предмет; формы и методы; субъекты административного права; ответственность согласно административному праву; административный процесс;

– особенную часть – состоящую с норм, функционирующих в пределах единичных областей деятельности исполнительной власти: экономическая область; общественно-культурная область; административно-политическая область.

В общую часть входят 5 групп под отраслей – регулирующих:

1) административно-правовые статусы людей (личных субъектов права);

2) основные принципы организации и работы исполнительной власти (аппарата государственного управления);

3) административно-правовой статус негосударственных учреждений;

4) справедливость деятельности исполнительной власти;

5) принуждение согласно административному праву.

Базой появления, изменения и остановки административных правоотношений служит юридический прецедент. Юридические прецеденты разделяются на действия и события.

Действия считаются итогом активного волеизъявления субъектов. Действия имеют все шансы быть:

-	правомерные;

-	неправомерные.

Правомерные действия отвечают требованиям административно-правовых общепризнанных мерок (издание приказа о предназначении на муниципальную должность), неправомерные (деликты) – не отвечают им (административные и дисциплинарные проступки).

Вопрос о действии административно-правовых норм, то есть, об их юридической силе содержит самостоятельную юридическую значимость.

Процесс административно-правовых норм в пространстве предполагает ограничение местности, на которой исходит юридическая власть АПН:

 а) вся территория страны; 

б) часть территории страны (территория субъекта Федерации).

Действие АПН в пространстве. Выделяют: 

1) межтерриториальные АПН (к примеру, отраслевые нормы транспортных министерств); 

2) АПН за национальной гранью Российской Федерации (разнообразного рода представительства и граждан, пребывающие в зарубежных государствах); 

3) АПН на территории некоторых стран в согласовании с двухсторонними либо многосторонними договорами (СНГ). В пределах Российской Федерации административно-правовые нормы распространяются кроме того на иностранных граждан.

Действие АПН в течение времени. По времени действия нормы административного права разделяются на срочные и бессрочные: 

1) большая часть АПН действуют неопределенный срок – вплоть до их официального изменения или вплоть до их отмены. Аннулировать такую норму способен только аппарат соответствующего уровня, неотмененные нормы в некоторых случаях очень нарушают мирное течение жизни; 

2) многие АПН работают установленный срок, как правило он указывается в самом акте (к примеру, режим чрезвычайного утверждения).

Законную силу АПН приобретают: 

1) с момента подписания соответствующего нормативного акта (указа Президента РФ, постановления Правительства РФ); 

2) с момента опубликования АПН в официальном издании: «Парламентская газета», «Российская газета» (ФЗ, ФКЗ, некоторые постановления палат, некоторые указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), «Собрание законодательства РФ» (все, кроме секретных и ДСП), «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» (приказы министров, директоров, постановления комитетов – то, что имеет общесоциальное значение); 

3) в срок, указанный в акте.

Важное значение имеет положение Конституции РФ о том, что любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).

Принципиальное значение для действия административно- правовых норм как в пространстве, так и во времени имеет следующее положение Конституции Российской федерации 1993 года: любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться (т.е. действовать), если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.





























Заключение

Управление существует в абсолютно всех областях социальной жизни, данная деятельность велика по объёму и многообразна согласно содержанию, по этой причине административное право считается большой и непростой областью отечественного права. Это обуславливается необходимостью реализации исполнительной власти в абсолютно всех областях жизни общества. От эффективности организации государственного управления в значительной степени зависит вся жизнь страны, гарантированность реализации гражданами собственных прав и свобод.

Любая сфера права состоит из законных норм, является их организованной совокупностью. Любая норма неотъемлемо включена в отраслевую систему, за пределами которой действовать никак не может. Основными элементами, на основании каковых появляются административно-законные взаимоотношения, основывается концепция административного права и механизм государственного управления, считаются административно-правовые нормы. Они выступают, словно набор предписаний, моделей поведения в законных отношениях и выражают активное влияние на сознание, свободу и поведение людей. В них определены права и прямые обязанности субъектов административных правоотношений, в них указывается, то что запрещается и то что допустимо, какие результаты соблюдения либо нарушения зафиксированного в них предписания, по этой причине исследование административно-правовых норм, их структуры и типов, способов образования и осуществлении содержит практическую важность, так как любой индивид встречается с ними в обыденной жизни, более этого - зачастую оказывается участником административных правоотношений. По этой причине четкое понимание о административно-правовых нормах даст возможность лучше сориентироваться в непростой концепции административного права и большом количестве нормативно-правовых предписаний, что даст возможность при потребности эффективно применять полученные знания в настоящих жизненных моментах.





































Список литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (ред. от 30.12.2008) // СПС Консультант Плюс. Версия. Проф.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 07.05.2013 г.) // СПС Консультант Плюс. Версия. Проф.

3. Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 03.04.2017) "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

4. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 29.07.2017) "О прокуратуре Российской Федерации"

5. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации"

6. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О статусе военнослужащих"

Основная и специальная литература

1. Бахрах Д.Н. Административная ответственность по российскому законодательству / Д.Н. Бахрах. М.: Норма, 2004. - С. 197.

2. Габричидзе Б.Н. Административное право Российской Федерации: учебник для вузов / Б.Н. Габричидзе. - М.: Дело и Сервис, 2001. - С. 386.

3. Административное право Российской Федерации : учебник / коллектив авторов ; под ред. А.В. Мелехина. — М. : ЮСТИЦИЯ, 2016. — 624 с

4. Административное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. (отв. ред. Попов Л.Л.). - "Проспект", 2010 г- с 307.

5. Петров.И. Административное право. М.,2010г - с.204

6. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник / Под ред. Рассказов Л.П. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. — 559. 

7. Актуальные проблемы административного права и процесса: учебник/ под ред. Стахов А.И., Эриашвили Н.Д., Костенников и др. ЮНИТИ-ДАНА 2015г.  495 с........................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.